Интервью с Алишером Эльмурадовым, совладельцем брокерской компании LL Jets, входящей в группу Aim of Emperor

Последние события в мире, связанные с бешенным распространением COVID-19 уже имеют катастрофические последствия для авиационной индустрии. И, к сожалению, мы в ближайшее время станем свидетелями глобальных банкротств крупнейших авиаперевозчиков. На фоне массового закрытия воздушного пространства деловая авиация становится, практически единственным сегментом, позволяющим не прекращать деловые контакты. Международная группа Aim of Emperor и входящая в него чартерная компания LL Jets – крупный игрок на рынке бизнес-перевозок. Сегодня Bizavnews поговорит о молниеносно меняющемся рынке с Алишером Эльмурадовым, совладельцем LL Jets.

Насколько тяжело стало работать в нынешних условиях и достигнуто ли «дно» в условиях распространения пандемии?

Работать тяжело, но дно еще не достигнуто. Просто потому, что открыты еще некоторые направления. Процедура организации чартера значительно растянулась во времени: требуется проверять огромные массивы информации. Почти никуда летать нельзя и появилось много нюансов, которые в добавок постоянно меняются и ужесточаются. Среди них – гражданство пассажиров, гражданство экипажей, которые иногда не могут остаться переночевать в стране, где они не резиденты. То есть элементарно смену экипажа сделать невозможно, ведь когда у одного экипажа заканчивается смена, другой ты подогнать не можешь, просто потому что зачастую ограничены перемещения иностранцев в рамках одной страны. Неважно говорим мы о России или любой европейской стране.

Именно поэтому мы сместили базирование одного из наших чартерных самолетов HondaJet в Германию – три из четырех пилотов у нас немцы и хотя бы они могут быть на смене. Наш четвертый пилот – мальтиец и он просто не смог в какой-то момент вылететь на работу регулярным авиарейсом.

В начале развития эпидемии у нас была практика: мы готовили краткую сводку, в которой была собрана вся актуальная информация по обстановке в мире для информирования отделов компании и клиентов. Но в нынешних условиях это уже неработающая схема, потому что информацию все равно каждый день надо перепроверять. Например, в России вводят новые NOTAM, и вводят внезапно, но пока с ними ознакомятся даже рядовые сотрудники ведомства проходит время. Например, на днях у нас был рейс из Германии с пассажирами-гражданами России, которые не могли вернуться в страну. Хотя до 31 марта возврат россиян в страну был возможен, более того, на частной авиации это было делать проще. В итоге 30 марта вечером вышел новый NOTAM о новых правилах, вступающих в силу 31 марта. Прилет в Москву – только в аэропорт Шереметьево, лимит 500 человек в сутки. Соответственно, утром следующего дня все разрешения на взлет, выданные накануне, были отменены и запрос на выполнение рейсов нужно было делать заново.    

Читайте также  Аэропорты Москвы обслужили почти половину от общего пассажиропотока РФ

Закрыт ли внутренний рынок, и если нет, то какие направления востребованы?

По состоянию на 1-2 апреля 2020 года внутренний рынок пока открыт. Но, насколько я слышал, есть планы по закрытию и внутреннего авиасообщения, чтобы люди из эпицентра коронавируса – Москвы – не разлетались по регионам. К слову, сами регионы, особенно южные, такие как Крым и Сочи, ограничивают поток туристов из Москвы. Закрывается транспортное сообщение и отели. Людей не пугает даже то, что они останутся без работы.

В целом летать пока можно – за границу вывозить иностранцев, в Россию и по России – возить российских граждан. Но это, повторюсь, может измениться в любой момент.

Какие типы воздушных судов наиболее «популярны» сейчас? Нужен ли пассажирам комфорт или же они руководствуются принципом «быстрее и безопаснее долететь»?

В последние недели в бизнес-авиации вскрылся целый пласт людей, которые о таком виде транспорта слышали только краем уха. В сложившейся обстановке они не хотят лететь регулярным рейсом, стараясь минимизировать контакты. В конце марта 2020 года у нас произошел настоящий скачок спроса именно от пассажиров, летящих бизнес-джетом впервые. Эти клиенты запрашивают небольшие легкие бизнес-джеты, назовем их бюджетные варианты в бизнес-авиации. Большие бизнес-джеты не всем по карману, а самолеты классов Very Light Jet – напротив. Наш самолет HondaJet летал в этот период не останавливаясь. Крупный европейский оператор легких самолетов Citation Mustang – Globe Air также рапортовал о всплеске активности в марте. Уверен, что когда ситуация стабилизируется, эти пассажиры вернуться снова к бизнес-авиации.

Какие рейсы востребованы в последнюю неделю (география), хотя бы по запросам?

Самих полетов становится теперь меньше, чтобы говорить о востребованности в принципе. В основном это трафик из Европы в Россию по линии возврата россиян на родину. Есть запросы из дальних южных стран, где люди застряли на курортах, но, повторюсь, не каждый готов выложить крупную сумму за большой или дальнемагистральный бизнес-джет.  

Читайте также  Авиакомпания "Азимут" начала полеты за рубеж

Если страны, в которые вы особенно не рекомендуете летать в ближайшие три-четыре месяца?

Этот вопрос, наверное, к медикам. С точки зрения авиации, коронавирус ведь не отменяет стран с нестабильной обстановкой. Есть рейтинг рискованных стран, но туда и без коронавируса не стремились. Хотя, я думаю, что в ближайшее время люди и сами будут стараться никуда не летать.

Насколько бизнес-операторы увеличивают стоимость перелета, исходя из «форс-мажорных обстоятельств»?

В плане цен – мы их не поднимаем, ведь сама по себе конкуренция никуда не делась. Спрос глобально не вырос, был только всплеск в марте. Единственное, что стали считать лично мы, как операторы HondaJet, это обратный рейс с возвратом в Германию, чтобы не застрять в какой-то другой стране.

Полагаю, через некоторое время, когда спрос восстановится и выясниться, что какая-то часть операторов обанкротилась или распустила экипажи, тогда, возможно, стоимость и вырастет. Скорее всего, как и в предыдущих кризисах, цены, напротив, будут снижаться, а клиенты снова начнут торговаться. Брокерские комиссии упадут, а многие операторы будут летать в операционный минус. В общем будет нездоровая ситуация для индустрии, в которой нет монополистов, а есть лишь операторы с небольшим парком. Отыграться за кризисный спад спроса вряд ли удастся.  

Действительно ли сейчас операторы устанавливают 100% предоплату и 100% штрафы за отмену рейса? И с какими проблемами сталкивается ваша компании в плане организации перелета (попытка выполнить рейс)?

Контракты никто не переписывал, 100% штрафов я тоже не видел. Но все бронирования в основном запрашиваются как «срочные» с вылетом сегодня или завтра. В принципе – это уже в любом классическом контракте 100% штраф в случае отмены такого бронирования, если об этом говорить. Обратил внимание, что в некоторых договорах прописывают, что ситуация с коронавирусом не считается форс-мажором. Видимо, потому что это сплошной форс-мажор.

Когда мы выступаем в роли оператора HondaJet, выполняющего чартерные рейсы в Европе, мы тоже прописываем некоторые ограничения, минимальные штрафные санкции. Ведь без них просто невозможно планировать расписание. Но речь, конечно, не идет о 100% штрафных санкциях. 

Сложность заключается в том, что ситуация меняется постоянно, и не все операторы идут навстречу. Одно дело, что у пассажира личный самолет, и ты не можешь вылететь, и совсем другое – когда ты берешь чартер и не можешь полететь. Ведь если тебе не дали разрешение на рейс сегодня, ты должен переносить его на следующий день. А самолет при этом не бронируется на неделю и не ждет. Думаю, некоторые операторы будут нелояльно относиться к таким запросам с точки зрения штрафных санкций. И в данной ситуации можно понять всех. Операторы рискуют раздать бронирования на самолет, но никуда не слетать. Брокеры рискуют, когда проводят 100% оплату рейса, но могут никуда не улететь, а деньги за рейс им не вернут. Как в такой ситуации работать на чартерном рынке – большой вопрос.

Читайте также  Удастся ли "Аэрофлоту" войти в двадцатку крупнейших авиакомпаний мира?

Как ваша компания осуществляет безопасность своих клиентов?

Мы проводим чистку и обработку салона дезинфицирующими средствами перед каждым рейсом. Особое внимание уделяется обработке столов, сенсорных экранов, дверных ручек, боковых панелей, а также иллюминаторам и туалетам. Перчатки, маски и санитайзеры ждут каждого пассажира. Экипажи проинструктированы, как вести себя с пассажирами. Сейчас нет процедур, когда капитан встречает пассажиров перед вылетом, не жмет руки, контакты полностью исключены. 

Сами клиенты бизнес-джетов подсказывают, что им надо – например, стали часто отказываться от бортового питания и стюардесс. В последние недели наблюдается запрос на тотальную минимизацию сервиса. Важен только перелет.

Ваш прогноз относительно нормализации обстановки, особенно в Европе?

Тут надо разделить прогноз на две части: открытие границ и нормализация обстановки. Это разные понятия. Мы оцениваем, что через 1-2 месяца после открытия границ ситуация начнет постепенно стабилизироваться. Делать более точные прогнозы невозможно пока не прекратиться прогрессия с ростом заразившихся коронавирусом. Если она так и будет расти, все государства продолжат ужесточать меры. Хотя очень скоро дальше ужесточать их будет просто некуда, мы очень близки к закрытию границ и прекращению вообще каких-либо перелетов. Когда же прогрессия пойдет на спад, тогда и можно будет говорить об улучшении, которое, впрочем, зависит от того, насколько сильно пострадают клиенты бизнес-авиации после схлопывания экономики в период коронавируса.

Добавить комментарий