В конце декабря новая армянская авиакомпания Armenia планирует вернуться на рынок авиаперевозок между Ереваном и Москвой. В Armenia свой временный уход с главного маршрута объясняют низкой загрузкой. На фоне прихода российского лоукостера "Победа" во второй по численности армянский город Гюмри руководство Armenia расстроено отсутствием поддержки со стороны государства.

В середине ноября армянские СМИ сообщили, что авиакомпания Armenia открыла новый сайт. На сегодняшний день в системе бронирования перевозчика значится пять пунктов назначения, в которые Armenia выполняет рейсы: Ереван, Тбилиси, Минеральные Воды, Москва и Воронеж. Впрочем, пока авиакомпания на своих двух самолетах Boeimg 737-500 и Boeing 737-700 осуществляет регулярные полеты из Еревана только в Тбилиси и Минеральные Воды.

Осенью аэропорт Воронежа сообщал, что первый рейс Armenia в Ереван намечен на 14 октября, однако пока эти полеты не начались. К регулярным рейсам из ереванского аэропорта Звартноц в московский аэропорт Внуково армянский перевозчик приступил 1 августа. Спустя два месяца, 9 октября, Armenia выполнила пока последний рейс по этому маршруту. Сегодня Armenia анонсирует, что рейсы из Еревана в Воронеж начнутся 16 декабря, а полеты в Москву возобновятся 24 декабря.

В ходе переписки с ATO.ru замгендиректора Armenia по связям с общественностью Геворг Хачатрян объяснил приостановку перевозок между Ереваном и Москвой низкой загрузкой: "Московские агенты не могли продать билеты, так как у авиакомпании Armenia в Москве не было рублевого счета. Из-за этого на рейсах была низкая загрузка, но проблема уже разрешилась и теперь мы подписываем контракты с Momondo, Aviasales (интернет-сервисы по поиску авиабилетов. — Прим. ATO.ru) и другими агентами". Перенос начала полетов в Воронеж он объяснил "затяжкой с документами, ничего серьезного".

По словам Хачатряна, у Armenia не возникло сложностей при выполнении полетов в Минводы, так как на этом направлении нет конкуренции, а сами рейсы осуществляются в рамках код-шерингового соглашения с Georgian Airways (у грузинского и армянского перевозчиков, по сути, одни и те же бенефициары).

Читайте также  Удастся ли "Аэрофлоту" войти в двадцатку крупнейших авиакомпаний мира?

На старте своей операционной деятельности, весной 2016 г., Armenia также заявляла об открытии рейсов в Ростов-на-Дону, Самару и Сочи. Но осенью руководство Armenia снова подняло вопрос честной конкуренции на местном рынке авиаперевозок. Топ-менеджмент перевозчика не оставил без внимания приход во второй по величине армянский город Гюмри авиакомпании "Победа".

Российский лоукостер сообщил об открытии продаж на рейсы из Внуково (сюда же летала Armenia) в Гюмри (аэропорт Ширак) в понедельник, 21 ноября. Между аэропортами Звартноц и Ширак — 81 км по прямой.

Самолеты "Победы" начнут летать в Гюмри 15 декабря. "Победа" в рамках услуги Fly&Bus предлагает пассажирам нового рейса воспользоваться трансфером в Ереван. "Стоимость единого билета российского лоукостера Москва—Ереван будет в среднем на треть дешевле прямых перелетов на этом маршруте", — говорится в соответствующем пресс-релизе "Победы".

Об открытии еженедельных рейсов из Ростова-на-Дону в Гюмри с 2 декабря одновременно с "Победой" рассказали в авиакомпании "Уральские авиалинии". В перевозчике напомнили, что летают шесть раз в неделю из Ростова-на-Дону в Ереван.

На этом фоне гендиректор Armenia Роберт Оганесян (ему принадлежит 25% перевозчика) просит правительство Армении установить равные права для всех перевозчиков, сообщают местные СМИ.

В интервью агентству Sputnik топ-менеджер, в частности, сообщил: "Конечно, у нас были совершенно другие планы. Потому что у нас бизнес-план был подготовлен на большее количество самолетов, на большее число рейсов, включая Европу. Оказалось, что никакой защиты рынка для национального перевозчика со стороны правительства, со стороны администрации гражданской авиации нет. Когда мы начинали здесь подавать документы, при переговорах с Главным управлением гражданской авиации Армении нам было обещано, что будет защита от демпинга. Мы не рассчитывали ни на какие привилегии, но все должны быть в одинаковых условиях. То есть если Austrian Airlines платит в аэропорту Звартноц 1000 долл., я тоже должен платить 1000 долл., но не 2000 и не 3000 долл. Если российский перевозчик "ВИМ-авиа" в аэропорту Домодедово оплачивает 500 долл., я как армянский перевозчик во Внуково должен платить 500 долл., но не 5000 долл. Себестоимость рейса для российского перевозчика на10–12 тыс. долл. дешевле, чем для армянского перевозчика".

Читайте также  Знакомьтесь: ОНАДА

Осенью 2013 г. правительство Армении утвердило программу-концепцию развития в стране конкурентных авиаперевозок, направленную на либерализацию воздушного сообщения. Год назад в интервью ATO.ru замминистра экономики Армении Сергей Аветисян (в июне 2016 г. возглавил Главное управление гражданской авиации Армении) отмечал: "Что касается политики либерализации, то на основании тщательного анализа рынка и оценки рисков правительство приняло решение открыть небо. Таким образом, были созданы равные конкурентные условия для авиакомпаний, которым отныне предоставляется возможность обслуживать рынок без каких-либо ограничений".

В конце 2014 г., не выдержав конкуренции, операционную деятельность прекратил предыдущий основной перевозчик страны — авиакомпания Air Armenia (решила заняться пассажирскими перевозками после банкротства Armavia). Гендиректор Air Armenia Арсен Аветисян не стеснялся называть либерализованный рынок авиаперевозок Армении "мясорубкой", а проект открытого неба — основной причиной фактического закрытия своей авиакомпании.

Предшественник Armenia — Air Armenia продержалась на рынке пассажирских авиаперевозок около года

Фото: Леонид Фаерберг // Transport-photo.com

Осенью 2016 г. гендиректор авиакомпании Armenia Роберт Оганесян говорил журналистам: "Возьмите договор открытого неба и почитайте, что это такое. Открытое небо — это означает, что [бизнесмен] создает сегодня авиакомпанию и летает туда, куда он хочет, столько, сколько он хочет. В день пускай хоть десять рейсов назначит на Минводы. Никто не скажет "нет". Летай десять рейсов в день на Минводы. Но открытое небо не отменяет межправительственное соглашение между двумя странами, где ясно написано, что любой перевозчик, который на этом направлении имеет конкуренцию, должен быть в равных условиях. И прямо написано, что ни одна из авиакомпаний не должна использовать свое доминирующее положение".

По словам Оганесяна, авиакомпания Armenia готова конкурировать с "Победой", но при равных условиях: "Если "Победа" платит у себя 100 долл., пожалуйста, сделайте мне, чтобы я тоже платил 100 долл. Это позволяют межправительственные соглашения между Арменией и Россией".

Читайте также  Спад пассажиропотока Домодедово ускорился на фоне роста других аэропортов МАУ

"Armenia — это иностранная авиакомпания, и тарифы, соответственно, как для иностранных перевозчиков", — прокомментировали ATO.ru в пресс-центре аэропорта Внуково.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, Геворг Хачатрян говорит, что руководство Armenia всегда было настроено оптимистично, так как развивать бизнес по-другому просто невозможно: "Роберт Оганесян неоднократно заявлял, что мы приветствуем любого авиаперевозчика на нашем рынке, который сможет предложить низкие тарифы в рамках честной конкуренции".

По словам собеседника ATO.ru, кроме рейсов в Россию у Armenia также есть заказы на чартерные рейсы в Тегеран, Шарм-эль-Шейх, Рим, Иорданию. "Как вы видите, мы не стоим на месте и шаг за шагом движемся вперед. А трудности, которые могут встречаться на разных этапах ведения бизнеса, не смущают нас, так как у любой проблемы есть решение", — заключил Хачатрян.

Отметим, что 1 августа в ходе церемонии открытия первого рейса Armenia между Ереваном и Москвой Геворг Хачатрян отмечал: "Конечно, мы знакомы с историей работы армянских авиакомпаний в частности и с текущей ситуацией на рынке в целом. Если мы на рынок пришли, значит, считаем — заработать на нем можно. Я не могу сказать конкретно, когда мы будем зарабатывать, но первые итоги нашей деятельности, наверное, можно будет подвести весной 2017 г.".

Добавить комментарий